Спрашиваете, почему мы поминаем усопших? Потому что так заповедано нам делать. А что заповедано, видно из того, что в Церкви Божией не было времени, когда бы не творилось это поминовение. Значит, это идет от апостолов и Самого Господа. Но умишко наш всюду суется со своим носом, крича: «Почему и почему?». Всего лучше дайте ему верою искреннею щелчок в нос – и присядет.
Можете после сего сказать сему буяну: «Слушай, дурень, отшедшие живы, и общение у нас с ними не пресекается. Как о живых молимся мы, не различая, идет ли кто путем праведным или другим, так молимся и об отшедших, не доискиваясь, причислены ли они к праведным или к грешным. Это долг любви братской. Пока последним Судом не разделены верующие, все они, и живые и умершие, единую Церковь составляют. И все мы взаимно друг к другу должны относиться как члены одного тела, в духе доброхотства и любительного общения, и живые и умершие, не разделяясь пополам умиранием. «Участь их решена». Участь отшедших не считается решенной до всеобщего Суда. Дотоле мы никого не можем считать осужденным окончательно и на этом основании молимся, утверждаясь надеждой на безмерное милосердие Божие.
Усопшие не вдруг свыкаются с новой жизнью. Даже и у святых некое время держится земляность. Пока-то она выветрится, требуется время, большее или меньшее, судя по степени земляности и привязанности к земному. Третины, девятины и сорочины указывают на степени очищения от земляности. Есть догадка, что эти 3-9-40 соответствуют каким-то поворотам в образовании младенцев в матерней утробе. Видения были… и они благонадежнее в определении, чем наши догадки. Догадки – шаткое дело. Я думаю, что видения только подтвердили, а дело уже было в ходу в Церкви Божией, и было от апостолов.
(Святитель Феофан Затворник)
По материалам Покровского вестника, № 4 (49), 2012 г.
(5)