Каждая поездка оставляет некий отпечаток в душе человека. Видимым, или невидимым образом заставляя душу меняться, пробуждая в ней лучшие ее качества. Не исключением была и паломническая поездка по святым местам Днепропетровска, которая включала в себя посещение Троицкого и Свято-Никольского храма, Самарского мужского монастыря, а также Троицкого и Свято-Вознесенского кафедральных соборов.
Это однодневное путешествие заставило не только задуматься над духовными вопросами в жизни каждого человека, но и предоставило уникальную возможность коснуться истории и архитектуры нашей страны.
Например, первый храм, который мы посетили – Троицкая церковь в Новомосковске − уникальное деревянное сооружение, построенное запорожцами в 1778 году без единого железного гвоздя. Экстерьер церкви ничем не выдает тот факт, что решение о постройке было принято еще в 1773, но внутренняя атмосфера храма настраивает струны души на нужную молитву, впечатляя своей многовековой молитвенной жизнью. Изначально была запланирована трехпрестольная церковь: главный престол − во имя Пресвятой Троицы; правый — во имя апостолов Петра и Павла; левый — во имя трёх святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Интересен тот факт, что для строительства церкви, запорожцами был приглашен наш земляк из Новых Водолаг Харьковской губернии −Аким Погребняк.
Постройка получилась действительно удивительной: стены переходят прямо в башни-купола. Они связаны между собой так, что каждый служит опорой для соседних на основе равновесия, создав гармонию и красоту со всех сторон. Никаких поддерживающих колонн, никаких подпор и подставок как в середине, так и снаружи нет. Внутри здание храма еще красивее, имеет праздничный вид. В нем большой зал, общий потолок с 9-ю башнями-куполами, в стенах которых — высокие окна. В центре и по бокам висят оригинальные люстры. У западной стороны над входом расположен балкон с чугунной решеткой − для хора. У восточной стороны − поднятый пол под алтарь. Уникальность архитектурной идеи состоит в расположении 9-ти башен-куполов. При осмотре собора с любой возможной точки пространства (без учёта возможности осмотра с воздуха) видимыми остаются лишь 8 башен. Один из лучших образцов украинского барокко! А также, история храма положена в основу всем известного романа Олеся Гончара «Собор», наконец-то представилась возможность своими глазами увидеть то, о чем читали еще в школе. Но, ни один мастер слова не может передать то впечатление, ничем необъяснимое соприкосновение души с божественным спокойствием, которое переполняет храм.
Далее нас ждал Самарский Свято-Николаевский пустынный монастырь. Основан он даже ранее чем Троицкий храм, а именно в 1602 году, насельником казацкого Киево-Межгорского монастыря иеромонахом Паисием. С момента его основания монастырь перенес множество переломных моментов в своей истории. Сначала он был сильно разорён во время русско-польской войны в 1650-х; восстановлен к 1672 году. Позже, в 1709 году, монастырь был разрушен во время восстания Мазепы: запорожцы, отступая в Олешки, забрали часть монастырского имущества с собой, а часть оставили. Управление монастырем было поручено архимандриту Азово-Предтеченского монастыря Осипу. После этого в 1711 году монастырь был разрушен татарами, но уже в 1720 году монастырь был восстановлен по инициативе и на средства полковника Д. П. Апостола, будущего гетмана, и его сына П. Д. Апостола. В 1739 году монастырь был полностью обновлен и вернул себе значение религиозного центра Запорожья. Долгое время в монастыре сохранялась главная святыня монастыря − чудотворная Ахтырская икона Божией Матери. К средине 1920-х годов монастырь начали заселять инвалидами гражданской войны. После Великой Отечественной войны было принято решение организовать здесь дом для одиноких престарелых металлургов. В 1960-е годы в монастыре устроили интернат для психически больных девочек.
И только в 1993 году был возрождён приход в зданиях монастыря, а в 1995 году началось возрождение монашеской жизни.
Но отреставрированный Преображенский храм, заставляет забыть обо всех разрухах, которые перенес монастырь. Много есть красиво расписанных храмов с огромными фресками и иконами, массивными колоннами и огромным количеством святынь, а эта небольшая церковь − почти не расписана, в ней мало икон. Но один иконостас красного цвета с небольшой позолотой, приковывает взгляд и сосредотачивает все внимание человека. И совсем рядом от тебя – паникадило, до которого можно дотянуться рукой, а на нем свечи, бережно зажигаемые монахами во время службы.
Далее мы спустились в пещеры, которые реставрируются. Они, конечно, не сравнятся с пещерами в Киево-Печерской Лавре, но по благодати ничем им не уступают. Наши паломники спели молебное пение Богородице «Царице моя преблагая», и звук, казалось, переполнял пещеры, разливаясь эхом где-то очень далеко. Также, там есть небольшой гробик с мощами неизвестно монаха, которые были обнаружены при реставрации. Увы, качество съемки в пещерах очень плохое, поэтому фотографии сделать не получилось, но если человек, хотя бы раз побывал в святых пещерах, доказательства их уникальности ему не нужны.
Потом мы посетили Никольский храм. Один из участников поездки сказал, что сюда не ступала нога паломника, и мы будем первыми. И это действительно так! После ремонта и покраски, мы зашли первыми, так что пришлось снимать обувь, чтобы труды монахов не были тщетными. Нас попросили приложиться только к двум иконам, и сразу же покинуть храм.
После этого мы направились в Свято-Троицкий и Свято-Преображенский кафедральные соборы. Даже самая возвышенная и утонченная лексика не в силах описать красоту этих храмов. Настолько они великолепны, пышны, величественны, что остается только вспомнить слова сто третьего псалма «Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты обличен славою и величием»
Свято-Троицкий кафедральный собор − главный храм города. Был заложен как церковь Святого Духа на месте старой деревянной церкви, строительство велось на меценатские средства местных купцов. В 30-х годах XX в. храм закрыли большевики, однако в 1941 г. богослужения были возобновлены и проходят по сей день. Главная святыня − Новокайдакская (Самарская) икона Божией Матери. Известна эта чудотворная икона еще с 1736 года, ее привезли казаки с востока. На руках Матери Божией нет Младенца, как изображено на большинстве икон. Здесь изображение Богородицы в то самое мгновенье, когда копьём пронзили тело Иисуса Христа, распятого на Кресте, им же (копьём) пронзили и сердце Матери Божьей. Застыла Она в скорби глубокой, склонив голову и не глядя на нас «Пусть будет мне по слову Твоему», – говорит взгляд Богородицы.
Что касается росписи храма, то она выполнена выдающимся украинским живописцем Иваном Ижакевичем, который расписывал Трапезную церковь Киево-Печерской Лавры, а также исполнил настенную роспись главных врат Лавры.
В соборе бережно сберегаются древние реликвии: иконостас Казанской церкви и гробница из Свято-Николаевского (Брянского) храма. Также, там находятся особые святыни: икона Святой Троицы с частицей Мамврийского дуба; икона «Плачущий Спаситель».
Что касается Спасо-Преображенского кафедрального собора, то он является памятником архитектуры национального значения, построенном в классицистическом стиле. Организатор поездки сосредоточила внимание паломников на том, что в этом соборе был и молится сам Император Николай II. Вот и нам представилась уникальная возможность, побывать в таком намоленнном месте.
Завершал нашу поездку Святой Монастырский остров на Днепре. Мы прошлись там, где ступала нога святого апостола Андрея Первозванного, княгини Ольги, князя Владимира.
Первое упоминание о Монастырском острове, расположенном чуть выше знаменитых Днепровских порогов, встречается в славянских летописях конца первого тысячелетия. Предание закрепило за островом славу колыбели древнерусского христианства.
По преданию в I веке на этой земле был апостол Андрей Первозванный, который проповедуя Христа в доставшемся ему уделе, включающем славянские земли, выехал из Херсонеса в Киев. Но по причине бурного и опасного плавания вынужден был остановиться на обширнейшем каменистом острове. Красота острова поразила Апостола, и он водрузил крест, как знамя победы и торжества христианства над язычеством, устроил жертвенник и молился об озарении страны Светом Христовым. Сейчас там возвышается красивый Никольский храм, в котором мы присутствовали на вечернем богослужении.
Замечательный был день – начался с литургии в Троицком храме и закончился вечерней службой в Никольской церкви. Побольше бы таких дней, отмеченных особой Божьей любовью к нам, которые побуждают человека благодарить Бога нашего и Создателя.
фото:
https://vk.com/album272191505_219337149
https://vk.com/album272191505_219327609
https://vk.com/album272191505_219326761
https://vk.com/album272191505_219326428
https://vk.com/album272191505_219338041
(0)