По молитвам славнодержавного равноапостольного князя Владимира (о крестном ходе по случаю 1000-летия со дня успения)

«Темже празднуем твое успение,

людие твои суще:

моли спастися душам нашим»

(Тропарь Равноапостольному князю Владимиру)

По благословению Высокопреосвященнейшего Онуфрия, митрополита Харьковского и Богодуховского, в ознаменование 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Киевской Руси 18, 19 и 25, 26 июля 2015 года состоялся крестный ход вокруг города Харькова со святынями Харьковской епархии и молебным пением.

Для лучшего понимания важности данного мероприятия, зададимся вопросом: что такое крестный ход? Крестный ход – это торжественное совместное шествие священнослужителей и мирян с хоругвями, иконами и другими святынями к какому-либо месту.

Начало крестных ходов восходит к ветхозаветной истории. Их прообразы совершали цари Давид и Соломон. В древнем Израиле, когда задумывалось какое-либо важное дело, для поспешения которого нужна была молитва всего народа, устраивались народные процессии с несением Ковчега Господня.

В новозаветной истории установителем крестных ходов был Сам Господь наш Иисус Христос. Вход Господень в Иерусалим является образцом крестного хода, данный самим Господом, который торжественно вошел в город на крестные страдания в сопровождении народа и при всеобщих восклицаниях: «Осанна Сыну Давидову».

Сама церковная история Руси начиналась крестным ходом на Днепр для крещения киевлян. Крестные хода были приняты от греческой Церкви и существовали на всем протяжении ее истории. Летописцы сохранили многочисленные примеры крестных ходов во все последующее время — начиная от великих князей русских Ярослава I, Изяслава I, Владимира Мономаха, торжественно переносивших мощи святых князей Бориса и Глеба, крестные ходы совершались по самым разнообразным поводам по обычаю Церкви Константинопольской. Кроме постоянных и общецерковных (в Пасху, Богоявление) на Руси было много специальных крестных ходов, вызванных различными обстоятельствами ее исторической жизни. С особой торжественностью и особым благолепием совершались они при непременном участии патриархов и царей всея Руси.

Одной из особенностей совершения этих торжественных шествий есть то, что они совершаются вокруг храма, монастыря или города. Почему? На этот вопрос Симеон Солунский отвечает следующим образом: «Надобно знать, что все литании, совершаются вне, либо в притворе, либо вокруг обителей, или городов, бывают в воспоминание нашего отпадения, что мы, отпавшие, находясь как бы вне Эдема, должны смиряться и помышлять, что не достойны святых мест – рая и неба, и подражать мытарю, по глубокому смирению своей греховности стоявшему в вдали, и Адаму, изгнанному из рая».

Крестный ход, проходивший в округе Богом спасаемого Харькова, разделился на четыре этапа. В пути участники находились субботние и воскресные дни в течение двух недель. В начале и конце каждого этапа Крестного хода священноначалием Харьковской епархии Украинской Православной Церкви служились водосвятные молебны с благословением крестоходцев на молитвенный труд.

От Покровского монастыря г. Харькова на автобусах организаторами Крестного хода была запланирована доставка участников шествия к начальной точке движения – Поклонному кресту на Белгородском шоссе (пос Пятихатки). Начало шествия крестного хода было совершено от Поклонного креста при въезде в поселок Пятихатки и продолжилось до Поклонного креста в Песочине.

В первый день было пройдено 22 километра. Пение Иисусовой молитвы, поочередно братиями и сестрами, настраивали на преодоление физических трудностей. Благо, Господь послал нежаркую, ветреную погоду. На остановках крестоходцев ждала особенно вкусная в такие моменты, вода. Пироги с капустой и маком дополнительно подкрепляли людей своей живительной силой.

У Поклонного креста возле поселка Песочин после молебна, бессменный руководитель и один из организаторов Крестных ходов в Харькове, Сергий Прокопенко, в день своих именин – 18 июля (святого преподобного Сергия Радонежского) от имени владыки Онуфрия, секретарем Харьковской епархии митрофорным протоиереем Михаилом Китом, был одарен иконой своего небесного покровителя.

19 июля шествие крестного хода было продолжено от Поклонного креста в Песочине до Поклонного креста на пересечении Симферопольского шоссе и проспекта Гагарина.

Этот этап крестного хода отличался множеством участников и особым благолепием самого действия. За церковными знамёнами (крестом, хоругвями) и святынями двигающиеся медленно в густой скоплении народа, следовал запрестольный крест и святые иконы, которые несли старшие из священников, а иногда и миряне. После них шествовали попарно священники, протоиереи и игумены. Из селений, лежащих по пути шествия, выступали, навстречу крестному ходу жители, приклоняясь под чинно идущими святынями. При приближении к храмам в воздухе начинал мелодически разливаться звон во все колокола.

Следование крестного хода было настолько молитвенным, и благоговейным, что может быть ясно раскрыто следующими словами: «Когда вступаешь в крестный ход, помышляй, – говорит святитель Филарет (Дроздов), – что идешь под предводительством святых, которых иконы в нем шествуют, и приближаешься к Самому Господу, поколику немощи нашей возможно. Святыня земная знаменует и призывает Святыню Небесную».

25 июля движение Крестного хода продолжилось от перекрестка Симферопольской трассы и проспекта Гагарина в направлении Поклонного Креста на Чугуевской трассе.

Являясь подвигом ради спасения души, проходивший крестный ход ознаменовал миссионерское служение, в частности, молитву о многострадальной Украине. Во время шествия можно наблюдать как местные жители, в большинстве своем, относятся к участникам Крестного хода с огромным интересом. Люди тянутся к святыне, помогают по мере сил. При этом главным деянием во время пути является общая молитва. Опыт показывает, что молиться нужно непрестанно. Стоило во время пути отвлечься, начать пустые разговоры между собой, сразу наваливается усталость, начинают болеть ноги, нестерпимо печет солнце.

Святитель Димитрий Ростовский говорил: «Молитва не только побеждает законы природы, не только является непреоборимым щитом против видимых и невидимых врагов, но удерживает даже и руку Самого Всесильного Бога, поднятую для поражения грешников».

Здесь можно заметить, что крестный ход нужен, чтобы пострадать, потерпеть неудобства во благо своей души. Не имеющий здоровья – просит себе здоровья. Не имеющий семейного очага – просит себе суженую или суженого. Сознающий свою греховность – просит оставления грехов. Каждый крестный ход представляет собой непостижимое единство церковного торжества и народного покаяния. С одной стороны, это ход воинства Небесного, Христова ополчения с хоругвями, иконами и сильнейшим из оружий – Крестом Христовым, а с другой – шествие кающихся грешников.

26 июля прошло заключительное (замыкающее) продолжение Крестного хода в сторону Белгородского шоссе.

Нужно верить, что с крестный ходом, как огненной проповедью, проникающий в самое сердце призыв идти за Христом совершалось освящение людей и всего, что потребно им для жизни: домов, пути, воды, воздуха и самой земли, как попираемую и оскверняемую стопами грешников.

И сами крайние точки каждого из этапов крестного хода – Поклонные кресты являются духовным щитом от напастей и нашествий, т.е. духовный щит, который напоминает нам о совершенных грехах и возможности их искупления. Не лишним будет заметить, что на всех Поклонных крестах Харькова начертаны великие слова Святителя, Митрополита Московского Филарета (1782-1867): «Люби врагов своих, Ненавидь врагов Христа, Бей врагов Отечества». С другой стороны креста предостерегающая надпись, с всегда самым современным содержанием из Святого писания: «Умоляю Вас, братья, остерегайтесь производящих разделения, ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву!».

Таким образом, пройденный, по милости Божией и молитвами равноапостольного князя Владимира, крестный ход заставляет нас задуматься над тем, что же побуждает живущего в современном мире человека участвовать в крестном ходе? Харьковчанин Сергий, один из непосредственных организаторов и участников крестного хода вокруг Харькова, рассказал что, прежде всего, это прославление Бога, Пресвятой Богородицы, святых угодников, молитва к ним, а также это ограждение города от злых сил, стремящихся с помощью душепагубных страстей погрузить людей в бездну греха и вражды.

Подводя итог крестного хода вокруг Богом спасаемого города Харькова можно подвести итог. Сегодня мы все переживаем тяжелейшие испытания нашей надежды и веры в наши духовные ценности, способности любить и ненавидеть. И все участники крестного хода, без преувеличения, совершили духовный подвиг, пройдя вместе с иконами и молитвой «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас» по окружной за 4 дня более 100 км. А результатом крестного хода стала братская и укрепленная в вере и любви молитва, простирающаяся ко Господу, о духовной защите для всех жителей города Харькова и прилегающих к нему поселений.

(2)

Комментарии закрыты.