Слава Богу за все!
(или паломническая поездка по святым местам Полтавы)
Слава Богу за все! Если вы рассчитываете, что статья будет посвящена тому, как необходимо благодарить Бога за все посылаемые нам скорби, то это не так. Хотя, одно сказанное «Слава Богу» в трудную минуту, ценнее для Творца, чем благодарение за радостные мгновения. Сегодня хотелось бы вознести благодарственное моление за один из многочисленных даров, которых сподобляет нас Отец Небесный – поездку по святым местам Полтавы. Именно словами акафиста «Слава Богу за все» и закончилось незабываемое и удивительное паломничество в Крестовоздвиженский женский монастырь, Макариевский кафедральный собор и Мграский мужской монастырь.
Сбор, как обычно, состоялся в Свято-Ильинском храме пос. Высокий, настоятелем которого является протоиерей Владимир Воскобойников. Нашими неизменными организаторами были Л. И. Коптелова и Л. К. Подлиняева.
И вот, наконец-то, подъезжаем в Крестовоздвиженский монастырь! Правда, сначала – это золотистые купола, утопающие в кронах деревьев, и только потом, зайдя на территорию, видим белоснежный храм. Встречает паломников 47-метровая колокольня, своей архитектурой напоминая колокольню в Киево-Печерской Лавре, только в 2 раза меньше. Построена она в итальянском стиле архитектуры и дополняется элементами украинского барокко. Если интересно, то семикупольный Крестовоздвиженский Собор считается одним из лучших образцов украинского барокко. Мы приехали как раз к началу Литургии верных. Заходя в церковь, невольно останавливаешься в притворе, замирая не то от величественного резного деревянного иконостаса, не то от царящей тишины и благодатного чувства, которое переполняет храм. Удивительно большие иконы, раки с нетленными мощами святых, икона Страшного Суда, написанная на стене в правом приделе — все это оставляет неизгладимое впечатление на молящегося, впервые попавшего сюда. Сестры обители оказали нам радушный прием: нам была предложена трапеза, а также монахиня Гликерия провела экскурсию по монастырю. Сначала мы направились в храм, где собрано большое количество древних икон, многие из них мироточат.
Знаете, можно много раз пересматривать документальные фильмы, в которых рассказывается, как ученые, исследовав миро, не могут дать научного объяснения этому факту, удивляться, смотря все это на экране. Но когда ты видишь капли мира на иконе, и не на одной (в монастыре их большое количество), можешь к ним приложиться, и все это происходит на твоих глазах – замираешь от благоговения, и долго не можешь говорить, осмысливая увиденное и пережитое. Одной из особенностей икон в этом храме есть то, что здесь несколько обезглавленных икон, в прямом смысле этого слова. Только представьте, оборачиваешься и видишь – стоит святой без головы! Сначала страх, потом прикладываешься и иконе, и тебя наполняет радость от соприкосновении со святыней. А далее, икона Божией Матери, тоже без пречистого Лика. Во времена борьбы с православием эти иконы (а они очень большие) использовали для настилки полов, и только после того как монастырь стал заново открываться, их обнаружили, но уже без ликов. Чтобы святыня не была и дальше поругана, иконы вставили в кивоты. И доныне эти святые с Матерью Божией находятся там без своих светлых образов. Жаль, съемка строго запрещена, поэтому ни одной фотографией не могу с вами поделиться.
А потом нас ждал подъем на колокольню, в ярусах которой располагались кельи, некогда подвизавшихся подвижников, а также маленькая церковь в честь иконы Божией Матери «Упование всех концев земли». Согласно преданию, эту икону написал красками на стене колокольни инок Даниил Московченко в 1821г. В последующие десятилетия образ неоднократно забеливали, заштукатуривали, но и побелка, и штукатурка каждый раз осыпались, открывая священный лик. В 1923 году обитель была закрыта, и как следствие, безбожники выбили чудотворное изображение Богородицы до кирпича. Сохранилась единственная копия образа – келейная икона епископа Полтавского и Прилуцкого Василия Зеленцова. Долгие годы она хранилась в Макариевском храме, а после открытия в 1991 году Крестовоздвиженского монастыря, этот образ был перенесен в церковь в честь преподобного Серафима Саровского.
Как бы ни хотелось спускаться с колокольни и покидать эту благословенную обитель, но время течет очень быстро, а у нас довольно насыщенная поездка. Поэтому мы следуем к следующему храму – Свято-Макариевскому кафедральному собору. Здесь, в северной части храма, находится чудотворный образ Божией Матери Горбаневской. Образ был явлен казаку Горбаню. Когда он косил траву, его коса вдруг преломилась. В недоумении он наклонился и увидел в траве икону Божьей Матери. Казак заметил, что лезвие косы поранило лик Пречистой под Ее правым глазом, с которого потекла слеза, след от которой виден и доныне. В соборе сохранились росписи начала ХХ столетия, а храмовая икона святого преподобномученика Макария с 2001 года украшена крестом с частицей мощей Небесного покровителя храма.
Увы, по независящим от нас причинам детально рассмотреть храм не удалось. Приложившись к иконе, мы сразу направились в Мграский Спасо-Преображенский мужской монастырь.
С этим монастырем нас объединяет общий небесный Покровитель — патриарх Цареградский Афанасий III (Пателарий).
В начале 1654 года, на пути из Москвы в Константинополь, в монастыре остановился патриарх Афанасий III. Здесь же он по воле Божией предал свою душу Господу, оставив завещание похоронить себя в этом монастыре. В 1662 году святитель Афанасий был прославлен в лике святых, а тело его было обретено нетленным. До 1936 года мощи святителя находились в Мгарском монастыре, а потом были перенесены в Кафедральный Благовещенский собор г. Харькова.
В 1785 году на месте, где любил уединяться свт. Афанасий была построена колокольня. В том же году основан и скит с церковью Благовещения Пресвятой Богородицы. О нем хотелось бы рассказать подробнее. Несмотря на проливной ливень и сильный ветер, многочисленный клумбы, цветы, святой источник на территории скита согревали наши души в такую непогоду. В скиту находятся две мироточивые иконы, а также плачущая икона Благовещения на иконостасе. Следы слезок Божией Матери начинаются возле глаз Пречистой и спускаются до основания иконы. Также, в скиту есть копия чудотворной иконы Скоропослушница, находящаяся в Русском на Афоне Святом Андреевском общежительном скиту, и копия иконы Девы Марии, написанной евангелистом Лукой, находящаяся монастыре святого Марка.
Далее мы направляемся в Преображенский храм, где нас уже ожидает монах, чтобы провести экскурсию. Грандиозный иконостас, иконы с частичками мощей святых угодников, расстрелянная икона (которую специально не реставрируют), но в глаза бросаются две небольшие диорамы: рождества Спасителя (справа) и положение во гроб (слева), которая напоминает картину В. М. Васнецова «Положение во гроб (Плащаница)». Лик Богородицы, склонившейся над Телом Своего Сына, полон глубокой скорби, которая растопит даже самое каменное сердце. Также, оформление некоторых кивотов пышно украшено резьбой по дереву и напоминает отделку иконостаса с Крестовоздвиженском монастыре.
И вот мы с вами там, где начинали нашу поездку: «Слава Богу за все!», — тихо звучат слова акафиста, который читали паломники. Мы едим домой. Казалось, надо бы поставить точку и написать «Конец», но конца нет, ведь Коптелова Любовь Ивановна и Подлиняева Любовь Константиновна предложили следующую поездку, которую все ждем с нетерпением.
Жилина В.П.
фото Крестовоздвиженский монастырь
(0)